Образование - то, что остаётся, когда всё выученное забыто. Макс фон Лауэ

За страницами учебника биологии

За страницами учебника биологии

А вы знали об этом?!! (смотри ниже)
Все ли функции ушных раковин вы знаете?
          Я думаю, что далеко не все. Судите сами:
1. Благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Вспомните, как старые люди с пониженным слухом прислушиваются к чему-либо. Они при­ставляют ладонь к уху, как бы увеличивая его. Но это далеко не единственная функция ушных раковин.
 2. В ходе филогенетического развития все более и более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толщу височной кости, удлиняет­ся слуховой проход и как буфер от непредвиденных повреждений появляется ушная раковина, которая обладает защитной функцией.
3. Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важ­ную роль в создании внешнего облика.
4.  Ушную раковину человека долгое время считали рудиментом. От травм она особо не защищает, рупорная функция слабая. Двигать ушами, как многие животные, человек почти не может. Значит, естественный отбор способен на излишества и абсурды? Но природа лишнюю клетку не потерпит в организме, если та утратила свои функции.
Ухо не ограничивается только передачей звуковых раздражений. Ученые считают, что оно служит пространственной ориентации. Если исключить ушную раковину из системы звукопроведения, вставив в слуховой проход трубочку, выступающую за пределы уха, человек полностью лишится способности различать источники звука в вертикальной плоскости.
5.  На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать ушную раковину  для получения биологически важной информации о состоянии любого орга на. На одном ухе выявлено свыше ста биологически активных точек; на мочке уха находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица и  внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему блуждающего, тройничного, лицевого нервов и симпатических нервных  шейных узлов с определенными центрами головного мозга.

Знаете ли вы,  кто такой «копуша»?
      Так принято называть медлительного человека,  ленивого тугодума. Какое же отношение  это имеет к уху?  Как оказалось, самое непосредственное. Заглянем в историю.
      Новгородский историко-археологический музей-заповедник. На витринах - найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. А вот какие-то странные палочки, под ними написано «Копоушечки». В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти, называемые «копоушечками» изготавливались из дерева, но иногда находят отдельные искусно украшенные экземпляры из металла или кости. Ну, а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.
       Позже копоушечки стали называть «уховертками». Копоушечка, уховертка на Руси. использовалась много веков, от древней Новгородской республики до Москвы эпохи  смутного времени. Использовали их все слои населения – от крестьян (деревянные уховертки), купцов (костяные, бронзовые, железные копоушечки) до царской фамилии.

Знаете ли вы, откуда берется в слуховых проходах сера и что это такое?
        В старину в русском языке словом «сера» обозначали грязь. Отсюда пошли слова «серый» (грязный), «серить» (пачкать) и т.д.. Поэтому закономерно, что засохший секрет в слуховых проходах тоже стали называть «ушная сера» – ушная грязь.
        Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвети постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок, являются  трансформированными сальными железами  кожи. Расположены они в преддверии слуховых проходов и служат для защиты слуховых проходов от попадания туда ино­родних пылевых частиц. Секрет серных желез обладает и сильным антибактери­альным действием. Очищение происходит вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи, и во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинка­ми за пределы слухового прохода.
        Так нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками?
Современная гигиена отвечает отрицательно. Достаточно периодически промы­вать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встре­чаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами – спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к  травмированию кожи, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления. К тому же, при такой чистке существует опасность повреждения барабанной перепонки, что может привести к полной потере слуха.
   
Знаете ли вы, что...
 ...в районе Панамского канала растет удивительное дерево-фонарь, которое из-за большого содержания в коре фосфора излучает в темноте такой яркий свет, что при нем можно даже читать.

... что человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г.


Узелки на память
        Анализатор - сенсорная система (от лат. sensus«чувство», ощущение»).
Термин введен И.П. Павловым и обозначает совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.
Анализатор состоит из:
1) рецепторного органа, воспринимающего стимулы;
2) нервных путей, передающих информацию о стимуле в виде нервных импульсов в цен тральную нервную систему;
3) мозговых центров,  включающих те отделы нервном системы, где происходит дальнейшая обработка и преобразование информации.
В настоящее время вместо понятия анализатор чаще используют термин «сенсорная система»  
       Ощущениеэлементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств.
      Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнею мира доходит до мозга, давая  человеку возможность ориентироваться в окружаю тем мире.

Классификация ощущений
      Ощущения, возникающие от раздражений, воздействующих из внешнего мира через экстерореиепторы экстерорецептивные: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Они отражают свойства окружающих нас предметов и внешних явлений.
        Раздражения из внутренней среды, воздействующие через интерорецепторы (таковы, например, рецепторы кровеносных сосудов, реагирующие на изменение кровяного давления и содержания веществ в крови), дают ощущения о нарушении работы внутренних органов. Такие ощущения называют интерорецептивными или органическими.
       О всяком изменении положения нашего тела, о переходе его из вертикального в сидячее и горизонтальное состояние о движении конечностей или об утрате равновесия сигнализируют проприорецепторы, которые расположены в мышцах, связочном аппарате и вестибулярном аппарате. Ощущения положения собственного тела называют проприорецептивными. Сами органы называют органом мышечного чувства или мышечно-суставного чувства  и орган равновесия.
        Если раздражитель вызывает возбуждение рецепторных образований лишь при непосредственном соприкосновении с ними, их называют контактными (кожные, вкусовые, положения и движения тела). Ощуще­ния, возникающие при этом называются также контактными.
        Если же рецепторы обладают способностью приходить в состояние возбуждения при действии раздражителей, распложенных на расстоянии, их называют дистантными или дистанционными  (слуховые, зрительные, обонятельные). Также называют и ощущения, возникающие при этом.  

Мозг на весах или почему мы умные
        Мозг — вместилище ума, знаний, навыков, опыта. Поэтому кажется само собой разумеющимся: чем ум­нее живое существо, тем больше у него величина мозга. Действительно, у пчел, муравьев, кузнечиков мозг с булавочную головку и весит лишь несколько миллиграммов; у мышей, белок, воробьев мозг в сотни раз больше и весит уже около грамма; у кошек он гораздо больше, чем у мы­шек, и весит примерно 30 граммов; у собак — 100 граммов, у человекооб­разных обезьян — 450 граммов и, на­конец, у человека — в среднем 1 ки­лограмм 400 граммов! На этом мож­но было бы остановиться, признав явное мозговое превосходство чело­века, но оказывается, вес мозга у сло­нов около 5 килограммов, а у круп­ных китов-финвалов — почти 7 килограммов!
       «Вот это да! — скажем мы — Выходит, они умнее человека?»
        Нет, конечно. Дело в том, что мыслительные способности зависят не только от величины мозга, но и от величины... тела. Как правило, чем больше вес мозга по сравнению с весом тела, тем живое существо лучше работает головой; и наоборот, чем больше вес тела по сравнению с весом мозга, тем труднее ожидать от него умственной одаренности. Та­ким образом, зная вес тела и мозга обитателя планеты, можно, разделив первое на второе, составить представление о его интеллекте, у коровы, например, вес тела больше мозга в 1000 раз, у собаки — в 500 раз, у шимпанзе — в 120 раз, у человека — в 50 раз. У кита же мозг хоть и весит 7 кг, но зато   финвал тянет на 21 тонну, то есть  тяжелее своего мозга в 3 тысячи раз. Если бы кит был размером с человека, то при указанном соотношении с весом тела его мозг весил бы чуть больше 100 граммов и оказался бы в 14 раз меньше человеческого.
          Но и это еще не все... Ум, оказывается, зависит не от всей массы  головного мозга, а лишь от некоторых его участков — серого вещества, где особенно густо сосредоточены нейроны. Чем умнее животное, тем больше у него серого вещества, больше нейронов в «думающих» участках. Человек же по количеству, а стало быть, и по весу «мыслящего» серого вещества мозга превосходит своих меньших братьев в миллионы раз! Благодаря этому он может читать и писать, строить заводы и космические корабли, играть в шахматы и делать научные открытия. Именно эти крошечные участки мозга превращают человека в самое умное существо на земле.
М.Залесский «Занимательная анатомия»


Один ум хорошо, а два — лучше
      Сколько ни разглядывай мозг на рисунках или где-нибудь в музее, его полушария, словно близняшки, неотличимы друг от друга. При таком сходстве кажется само собой разуме­ющимся, что и работу они выполня­ют одинаковую. У животных, по крайней мере, это именно так, а вот у людей...
      Что произойдет, если, предположим, у одного и того же человека останется только правое или только левое полушарие? Дума­ешь, он в два раза поглупеет? Ниче­го подобного — появятся два совер­шенно разных человека. «Левополушарный» будет свободно разговари­вать, читать, писать, считать, легко запоминать прочитанное и то, что почерпнет из бесед или объяснений учителя. Но он с трудом будет узна­вать обычные предметы, звуки, зна­комых людей, представлять себе, как выглядят известные ему прежде цветы, звери, улицы, и совсем не сможет ориентироваться в лесу или новом городе. «Правополушарный» же, наобо­рот, в мире звуков, красок, запахов, предметов, на лоне природы, в незна­комых ситуациях будет ориентиро­ваться как рыба в воде. Он будет все замечать и слышать, легко запоминать увиденное и услышанное, но выра­зить это словами, записать свои на­блюдения в виде рассказа окажется для него неразрешимой проблемой.
       В чем же дело? В том, что два по­лушария человека — это, в сущности, два разных мозга, у каждого из кото­рых свой способ мышления. Левое полушарие пользуется так называе­мым отвлеченным, или абстрактным, мышлением, то есть оперирует не об­разами (внешним видом) и свойства­ми конкретных предметов, а обозна­чающими их словами. Правое же по­лушарие мыслит именно конкретны­ми предметами, вбирая все богатство и многообразие окружающего мира, но не пытаясь выразить его словами.
         Поясним сказанное примерами из жизни, в которой полушария трудят­ся, как правило, вместе. Раздается звонок. Слышат его оба полушария. но левое не знает: будильник, теле­фон или звонят в дверь. Правое со­общает — телефон. Снимается труб­ка. Левое полушарие понимает слова, но не может определить, знакомый  или незнакомый голос, мужчина или женщина. Правое, не вникая в суть разговора, подсказывает, кто говорит на том конце провода, а заодно и с какой интонацией произносит фразы: вопросительной, требовательной, ироничной... Или другой пример: ког­да ты отправляешься в гости к знако­мым, левое полушарие помнит номер автобуса, название остановки, адрес, а правое — как найти нужный дом.
         Наряду с совместной работой бы­вают случаи, когда усиленно трудить­ся приходится какому-то одному по­лушарию. Так, во время диктанта или решения задачи успех зависит от ле­вого полушария, а когда ты занима­ешься музыкой или хочешь выбрать­ся из леса, вся надежда на правое.
         Человеку «правополушарного» типа гораздо легче овладеть музыкой, живописью, скульптурой, другими видами искусства, и, есте­ственно, он может добиться в этих областях значительно лучших резуль­татов. В то же время человек «левополушарного» типа может иметь заметные преимущества и добиться успехов в математике, физике, программиро­вании и многих разделах науки, где требуется абстрактное мышление.
         Известны ли люди, которые дей­ствительно жили с одним полушари­ем?  Да, известны, и сре­ди них немало знаменитостей. На­пример, у великого французского ученого Пастера после кровоизлия­ния в мозг было повреждено правое полушарие, что не помешало ему сделать множество выдающихся от­крытий, в том числе создать вакцину против бешенства. С поврежденной левой половиной мозга известный русский художник Кустодиев про­должал рисовать прекрасные карти­ны, а французский композитор Ра­вель — писать дивную музыку.

М.Залесский «Занимательная анатомия»

Комментариев нет:

Отправить комментарий